Со временем меняется не только материал, предусмотренный школьной программой, но и форма его подачи. Сегодня родители, исходя из индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка, могут сами выбирать форму обучения для него.
По факту присутствия учащегося на уроках обучение делится на две формы – очную и заочную.
Очная форма. Методы обучения.
Если ребенок здоров, подготовлен к школе, он общительный и самостоятельный, то ему подойдет стандартная форма занятий. Это самый привычный и распространенный вид обучения: дети приходят в школу, где в классах с ними занимаются учителя.
Классифицируются формы очного обучения по таким параметрам:
- По численности учеников: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы обучения.
- По месту проведения занятий: школьная – это уроки, лабораторные работы, обучение в мастерских и на пришкольной территории, факультативы; внешкольная – это работа дома, экскурсии.
- По времени обучения: обычный урок – 40 минут.
- По дидактическим целям: занятия теоретические, комбинированные и практические; занятия для проверки степени усвоения детьми материала.
Очная форма организации процесса обучения предусматривает использование пяти методов проведения занятий:
- Фронтальный.
- Парный.
- Групповой.
- Коллективный.
- Индивидуальный.
Фронтальный метод – во время занятий учитель излагает материал перед классом, дает пояснения, используя наглядные материалы, ставит общую для всех учеников задачу. Учащиеся работают в одинаковом для всех темпе, руководит процессом обучения только учитель. Результаты фронтальной формы обучения во многом зависят от:
- способности учителя поддерживать внимание и интерес детей к излагаемому материалу;
- умения держать в поле зрения весь коллектив и не упускать из виду активность каждого отдельного ученика;
- умения настраивать детей на творческий лад.
Недостатком такого метода является то, что не все дети способны продуктивно работать в одном темпе, не учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Парный метод – в ходе занятий учитель разделяет учеников в классе на пары и каждой из них дает отдельное задание для достижения общего результата. Дети в паре помогают друг другу, советуются.
Групповой метод – коллектив делится на группы по 3–6 человек, каждая из них выполняет индивидуальное или одинаковое для всех задание. Дети сами распределяют роли внутри группы, в каждой из них может назначаться или выбираться один лидер, на которого возлагается ответственность за достижение результата. Лидер может сам принимать решения по организации работы в группе.
Метод дает возможность формировать группы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников. В группе дети учатся взаимодействовать между собой, помогать друг другу, проявлять лидерские качества. Стимулирование познавательной работы в группе значительно выше, чем при самостоятельном выполнении таких же задач.
Недостаток метода в том, что он может нарушать привычный, организованный ход занятий. Кроме этого, более сильные и инициативные ученики могут сдерживать активность слабых и неуверенных в себе детей.
Коллективный метод заключается в том, что во время урока есть взаимодействие не только учителя с учениками, но и между самими учащимися. Учитель помогает организовать и поддерживает эту связь, пресекает попытки учеников в своем общении выйти за рамки темы урока.
Индивидуальный метод заключается в том, что каждый ученик получает от учителя задания с учетом его индивидуальных особенностей. Учащиеся справляются со своим заданиями самостоятельно или с помощью учителя. Это могут быть:
- работа с карточками и литературой: учебниками, словарями, справочниками, географическими картами;
- тесты;
- написание сочинений и изложений;
- решение примеров и задач;
- выполнение определенных заданий при помощи компьютерных программ.
Ученики работают в одном темпе, выполняют задания самостоятельно, не контактируя с другими учениками. Задача учителя – помогать каждому ученику, если возникают затруднения, контролировать ход выполнения заданий.
Недостаток метода – нет взаимодействия между учащимися, недостаток общения, исключена взаимопомощь. Поэтому индивидуальный метод может применяться в комбинации с групповым.
Каждый из указанных выше методов дополняет еще один – раздача домашних заданий. Он помогает эффективно закрепить пройденный материал, предусматривает выполнение заданий самостоятельно или с помощью родителей.
Преимущество метода в том, что дети не ограничиваются во времени, могут выполнять поставленные задачи в удобном для себя темпе и в комфортных условиях. Он помогает прививать чувство ответственности, вырабатывать усидчивость, готовиться к самообразованию. Участие родителей в выполнении домашних заданий считается очень важным для учеников начальной школы, в дальнейшем его рекомендуется постепенно сокращать.
Заочная форма обучения, ее разновидности
Возможны ситуации, когда ребенок не может учиться в обычных условиях по состоянию здоровья. В подобных случаях конституционное право ребенка на образование реализовывается при помощи заочного обучения.
Выбрав заочную форму обучения для ребенка, родители заключают договор со школой, в которой будет осуществляться промежуточный и итоговый контроль полученных учеником знаний. Государственная аттестация проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», по окончании обучения учащемуся выдается аттестат утвержденного образца.
Очно-заочная форма.
Обучающийся зачислен в школу на учебный год для обучения и аттестации. Сочетание очной и заочной форм обучения. От очной формы — очное посещение школы, но реже, чем при очном обучении (2-4 дня в неделю). От заочной формы — выполнение более объемного домашнего задания, самостоятельное освоение материала. Возможно посещение не всех предметов, предусмотренных школьным расписанием для очно-заочников, а отдельных предметов по выбору обучающегося и/или его родителей. Промежуточная аттестация по всем предметам, как при очной форме — на основании полученных на очных занятиях текущих оценок и выполненных очно четвертных и годовых контрольных работ.